Служба социального сопровождения семей с детьми -инвалидами

                                                             Положение

о службе социального сопровождения  социальными работниками

семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

  1. 1.                  Общие положения

1.1. Служба социального сопровождения  социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Служба сопровождения), создается в рамках внедрения института социального сопровождения  социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе комплексного центра социального обслуживания населения (далее – Учреждение).

1.2. Служба сопровождения создается и ликвидируется приказом директора Учреждения (по согласованию с учредителем).

1.3. Общее руководство деятельностью службы сопровождения осуществляется директором Учреждения, текущее руководство – заведующим отделением срочного социального обслуживания Учреждения.

1.4. Служба сопровождения формируется из числа сотрудников:

– комплексного центра социального обслуживания населения:

- заведующий отделением срочного социального обслуживания

- специалист по социальной работе;

- социальный работник;

- медицинская сестра;

1.5. К работе в составе службы сопровождения могут привлекаться квалифицированные специалисты учреждений здравоохранения, образовательных учреждений,  представители общественных организаций и волонтеры.

1.6. Свою деятельность Служба сопровождения осуществляет в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Владимирской области, Порядком межведомственного взаимодействия между учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, Порядком внутриотраслевого взаимодействия между комплексными центрами социального обслуживания населения и учреждениями социального обслуживания семьи и детей, региональным стандартом по социальному сопровождению участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании Устава Учреждения и настоящего Положения.

1.7. Основными принципами работы службы сопровождения являются:

- приоритет интересов ребенка;

- комплексный подход в организации сопровождения;

- рекомендательный характер оказания помощи и услуг.

 

  1. Цель, задачи службы сопровождения

2.1. Цель:

– организация комплексной помощи семьям, имеющим детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для расширения спектра  оказываемых услуг, повышения качества и уровня доступности предоставляемых государственных  социальных услуг.

2.2. Задачи:

– оказание социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой, социально-бытовой помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– организация и проведение комплексного социального, медицинского, психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями;

– обеспечение взаимодействия между службой сопровождения и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. Основные направления деятельности

3.1. Информационно-координационное направление:

– выявление на территории обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки; создание и обновление банка данных семей указанной категории;

– организация взаимодействия со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых семьям указанной категории;

– создание и организация работы социального консилиума с участием специалистов различных учреждений в рамках Порядков о межведомственном и внутриотраслевом взаимодействии по сопровождению семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– комплексная оценка и коллегиальное решение об индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании семьи, имеющей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом внутреннего потенциала семьи;

– мониторинг потребностей в государственных социальных услугах семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– мониторинг качества и доступности социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием пользователей услуг;

– информирование населения о деятельности, целях, задачах, услугах, предоставляемых службой сопровождения через: организацию социальных рейсов, информационных встреч с населением в отдаленных населенных пунктах, СМИ, сайты учреждений и др.

3.2. Психолого-педагогическое направление:

– предоставление консультативной психологической, педагогической, медицинской помощи родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, консультирование по телефону, дистанционно через сеть Интернет;

– разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи;

– социальное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной индивидуальной программой;

– предоставление квалифицированной психолого-педагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в социуме;

– анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;

– информационно-просветительская работа  с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).

3.3. Социально-медицинское направление:

– оказание содействия  в получении  социально-медицинских услуг (в том числе и в домашних условиях), в проведении медико-социальной экспертизы;

– обеспечение ухода, с учетом состояния здоровья, в том числе санитарно-гигиенических услуг;

– содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

– организация лечебно-оздоровительных мероприятий (в соответствии с назначениями врача);

– организация  квалифицированного медицинского консультирования;

– обучение родителей практическим навыками общего ухода за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– обучение членов семьи основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

– содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

– обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;

– содействие в госпитализации, сопровождение в лечебно-профилактические учреждения;

– содействие в предоставлении  услуг оздоровления, в направлении на санаторно-курортное лечение. 

3.4. Социально-правовое направление:

– оказание юридической помощи и индивидуальные правовые консультации для членов семьи по вопросам действующего законодательства, в том числе с использованием телекоммуникационных форм общения;

– содействие в оформлении мер социальной поддержки и других установленных законодательством льгот и преимуществ семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– оказание помощи в составлении документов (обращений, заявлений, ходатайств, запросов и др.);

– оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих  юридическое значение;

– содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

– организация и проведение тематических семинаров для родителей с целью их правового просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;

– информационно-правовое обеспечение семьи по вопросам правового характера (выпуск информационной литературы: буклеты, брошюры, информационные листы).

3.5. Социально-бытовое направление:

– содействие в получении предусмотренных законодательством РФ льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении;

– предоставление транспорта  при необходимости в социально-значимые учреждения;

– содействие в приготовлении пищи;

– покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

– покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

– помощь в уходе за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для семей, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

– сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

– содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

– содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

– сопровождение вне дома, в том числе к врачу.

 

  1. Технологии и методики социального сопровождения

4.1. Организация работы службы социального сопровождения предусматривает внедрение современных социальных технологий и методик сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

4.1.1. Домашнее визитирование семей. В рамках данной технологии семьям будут предложены следующие виды социального обслуживания: оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида, консультирование по вопросам воспитания и развития детей, содействие в реализации ИПР.

4.1.2.Мобильная библиотека. Предоставление во временное пользование научной и художественной литературы участковыми социальными работниками семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями. 

4.1.3.Телекоммуникационные формы общения. Предоставление консультативных услуг дистанционно через сеть Интернет.

4.1.4. Пункты проката. Организация работы пунктов проката для обеспечения техническими средствами реабилитации и адаптации, не включенными в гарантированный перечень средств социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.1.5.Оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам на дому, в том числе социокультурная реабилитация детей. Проведение занятий с детьми с использованием дидактических игр, переносного реабилитационного оборудования, а так же обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях.

4.1.6.«Санаторий на дому». Оказание социально-медицинских услуг в домашних условиях медицинскими работниками в соответствии с назначениями врачей.

4.2. Работа со средствами массовой информации по освещению деятельности службы сопровождения.

4.3. Издание и распространение информационных материалов, брошюр, буклетов, памяток для семей.

4.4. Сотрудничество с профессиональными организациями (поликлиники, дошкольные и школьные образовательные учреждения, др.) для повышения эффективности и качества услуг службы сопровождения.

4.5. Ведение единого банка данных учета семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. Условия и порядок приёма, получения услуг, снятия с обслуживания в службе сопровождения

5.1. Клиентами  службы сопровождения (далее – Клиенты) являются:

– дети-инвалиды, в возрасте от 0 до 18 лет, проживающие в семьях;

– родители или законные представители, воспитывающие детей-инвалидов от 0 до 18 лет;

– дети с ограниченными возможностями;

– родители или законные представители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями.

5.2. Зачисление на обслуживание в службу сопровождения производится на основании:

– заявления родителей (законных представителей) ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями;

при наличии справки врача об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.

5.3. Противопоказаниями для приема Клиента на социальное сопровождение являются:

- психические заболевания в стадии обострения;

- венерические заболевания;

- карантинные инфекционные заболевания;

- бактерионосительство;

- карантинные кожные заболевания;

- активные формы туберкулёза;

- иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированные  учреждениях здравоохранения.

5.4. При наличии у Клиента психических и иных заболеваний в стадии обострения, открытой формы туберкулеза и инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях, возможно оказание консультативной помощи по телефону.

5.5. Решение о сопровождении семьи, имеющей ребенка-инвалида или детей с ограниченными возможностями здоровья, принимается на социальном консилиуме всеми специалистами службы сопровождения, обслуживаемой территории, при наличии заявления – согласия от родителя ребенка на социальное сопровождение, договора.

5.6. Заседания социального консилиума проводятся:

- при заключении договора на социальное сопровождение с целью разработки индивидуальной программы социального сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями, на основе запроса семьи;

- по итогам реализации индивидуальной программы социального сопровождения с целью оценки эффективности;

- в ходе реализации индивидуальной программы социального сопровождения с целью внесения изменений и дополнений, но не реже одного раза в квартал;

5.7. Договор на оказание социальных услуг по сопровождению участковыми социальными работниками семьи, имеющей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, заключается между родителями (законными представителями), воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексными центрами социального обслуживания и учреждениями социального обслуживания семьи и детей.

5.8. Социальные услуги по месту проживания оказываются с понедельника по пятницу, в соответствии с графиком посещения и режимом работы специалистов. Выходные - суббота, воскресенье, праздничные дни.

5.9. По завершению работы с Клиентом осуществляется итоговая  оценка эффективности реализации программы социального сопровождения семьи.

5.10. Расторжение договора на социальное сопровождение семьи, имеющей детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, производится:

- по личному заявлению родителей (законных представителей);

- по истечении срока договора;

- при возникновении условий, представляющих угрозу здоровью и жизни  участкового социального работника;

- смерти клиента;

- при выявлении медицинских противопоказаний к обслуживанию;

- при нарушении установленных правил обслуживания.

 

  1. Структура и состав службы социального сопровождения

6.1. Организация и состав службы сопровождения утверждается директором Учреждения. Состав службы определяется с учетом профессиональной подготовки имеющихся кадров.

6.2. Состав службы сопровождения может меняться в связи с изменением функций и направлений деятельности самой службы.

6.3. К работе в составе службы сопровождения могут привлекаться квалифицированные специалисты из других учреждений и организаций в соответствии с Порядками межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по сопровождению семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и на основании заключенных договоров.

 

  1. 7.          Контроль за деятельностью службы сопровождения 

7.1. Общий контроль за деятельностью службы сопровождения семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет директор Учреждения.

7.2. Контроль за деятельностью специалистов службы сопровождения и ведением ими документации осуществляет заведующий отделением срочного социального обслуживания Учреждения.

 

8. Заключительные положения

8.1. Информация, полученная специалистами в результате осуществления социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, подлежит обработке в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».